Среда, 22.11.2017, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Радуга" г.Котлас

Меню сайта
Поиск по сайту...
...
...
Базовая образовательная площадка

Вредные и полезные игрушки


        Вредные и полезные игрушки.   
     

Нормальное детство немыслимо без игрушек. игрушки являются для ребёнка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учат общаться и познавать себя. В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно.

Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки-динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т.д.

В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно , в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу).

Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо в целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однообразными, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками. 

Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности.

  При покупке игрушки важно четко представить, что ребенок с ней будет делать, какое психологическое влияние будет игрушка оказывать на развитие малыша. Лучше всего для игры дошкольника подходят игруш­ки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Хорошо иметь наборы для игры:

  •     в доктора, парикмахера, в магазин (детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удержать игровую роль), халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т.д.;
  •     транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки позволяющие что-то перевозить); 
  •     игрушки, предполагающие общение или обращение как с живыми персонажами (мышки, зайчики, собачки);
  •     куклы со всевозможной утварью;
  •     варианты конструктора «Лего», гибкий конструктор «Такеши», разные виды «строительного материала» - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций позволяющих создавать ребенку-домики, замки, мебель, парки;
  •     разнообразные наборы для детского творчества: вышивание, составление узоров или фресок из крупы, песка и т.д.;
  •     камушки, палочки, веревочки, пуговки, и что собрано самим ребенком и включается в его свободную творческую деятельность;
  •     для развития  познавательных  и моторных способностей, нужны кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т.д.

 Полезные игрушки - это те, которые вариативны в использовании, пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций.

  Важнейшим требованием  к игрушке является возможность самостоятельного применения. Новые, не знакомые и не понятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте (покемоны, монстры) не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее пугают детей, нежели вызовут желание  с ними играть.

 Игрушки должны быть понятны и осмыслены ребенком. Например, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, дезориентирует малыша - он не знает, не понимает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника.

  Гораздо полезнее было бы разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

  Особо хочется  сказать о «новых» куклах, которых появилось достаточно много. Дошкольник видит в кукле самого себя. Поэтому девочки играющие с Барби, куклой с жесткой,  видавшей виды девочкой - подростком с томным взглядом, с модными туалетами - идентифицируют себя с этим образом.

Пупсы  умеющие кушать, справлять естественные надобности, роботы - изображающие эстрадного певца, звери технически оснащенные - это все игрушки с  фиксированными ориентированными человеческими образами, с запрограммированными способами поведения. И именно этот факт тормозит фантазию и самостоятельность ребенка.

Игра с монстрами - это всегда погони и битвы. Игры с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. И эти способы поведения впитываются дошкольниками очень быстро и глубоко, и переносятся в дальнейшем в реальную жизнь, вне игры.

В последнее время все острее  встает проблема зависимости детей от различного вида игр:  компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т.д.  Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу, и уходят в мир виртуальных ощущений,  теряя таким образом свою свободу, и живя навязчивыми правилами игры.

Можно предположить, что первый шаг к подобной зависимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры». И наконец, самое главное. Ни одна  игрушка сама по себе не разовьет ребенка и не научит его играть, если не будет рядом с малышом старшего партнера (взрослого или старшего брата, сестры). Только в его руках в совместной игре игрушка станет живой,  нужной,  стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Литература: Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева «Дошкольник в современном мире. Книга для родителей»

 

 

 

 

 


Погода
GISMETEO: Погода по г.Котлас
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz