Среда, 23.08.2017, 09:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Радуга" г.Котлас

Меню сайта
Поиск по сайту...
...
...
Базовая образовательная площадка

Нужен ли нам послушный ребёнок?

Нужен ли нам послушный ребёнок? И как сохранить или завоевать свой авторитет

   Самая распространённая родительская жалоба – это жалоба на непослушание ребёнка: «Он меня не слушается»,  или «Он меня не уважает, я для него не авторитет», или «Мы для него всё делаем, работаем, стараемся, всё покупаем, чтоб не хуже, чем у других, а он не ценит, не слушается,  мы для него не авторитет». Это загадочное слово «АВТОРИТЕТ». Разберёмся, что это. В толковом словаре русского языка (под редакцией Д.И Ушакова):

Авторитет – признанное влияние, компетентность в каких-либо вопросах.

Уважение – чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, заслуг, высоких качеств.

   То есть ребёнок должен признавать Ваши достоинства, заслуги, компетентность в вопросах …. Каких?  Наверное, в первую очередь – в семейных. Это – Ваше умение выстроить так отношения в семье между всеми её членами, чтобы всем был ясен главный принцип этих отношений, а именно: любовь, поддержка, умение  слышать и понимать друг друга,   входить в положение другого, принимать личность другого, уступать и договариваться.  

         «Нет, - говорят родители, - это что-то  очень сложное! Пусть просто будет послушным»

   Итак, с послушным  легче. Просто мечта: ребёнок исполняет всё, что ему велят. Давайте посмотрим в словаре, что такое «послушный».

   Послушный – покорный, охотно повинующийся, беспрекословный, рабский, слепо некритично следующий кому-либо.

   Этого ли мы хотим? Хотим, чтоб у ребёнка формировалась рабская психика? Нам будет удобно? Легко? Мы о таком ребёнке мечтали? Для этого его рожали? Если Ваш ребёнок беспрекословный, всегда послушный, покорный, не имеет своего мнения – ужаснитесь! Где его личность, где его мнение, где и какие у него мысли и переживания? Что он чувствует на самом деле? И каково ему будет в дальнейшей жизни.

   Что делать? Как исправлять ситуацию? Начинать нужно как можно раньше, ведь вопрос послушания тесно связан со степенью самостоятельности и ответственности, которые Вы воспитали у ребёнка. Самостоятельность всегда сопровождается ответственностью: «Я делаю это сам, и я отвечаю за результат». Такого ребёнка не надо заставлять, от него не требуется быть беспрекословно послушным. Эти качества воспитываются постепенно и с раннего детства. Тогда ребёнок  сам знает, что, как и когда он должен делать: самостоятельно вставать, убирать постель, умываться, собирать портфель, вовремя выходить из дома и т.д. У него есть постоянные обязанности, которые он выполняет без напоминания, в том числе и уроки, которые он делает сам и тоже без напоминаний. У родителей нет необходимости без конца повторять, требовать очевидного, нервничать и ждать послушания.

   Необходимым и важным условием нормального поведения ребёнка и мира в семье является существование в семье и реальное действие в ней основных Правил семейной жизни. Правил, согласованных и одобренных, то есть справедливо воспринимаемых всеми без исключения членами семьи. В этих Правилах  должны быть упомянуты  не только бытовые моменты, отражающие права и обязанности каждого члена семьи, но и право каждого иметь  своё собственное мнение, право его высказывать и отстаивать. Понятно, что осуществление этих прав должно  происходить не в отрицании главных семейных Правил и не в форме, оскорбляющей или унижающей других членов семьи. Такие нормы жизни и взаимодействия являются проявлением семейной толерантности и обеспечивают бесконфликтное общение в семье. 

   Семейная толерантность, в которую входит и возрастная толерантность, предполагает: взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон, недопустимость отрицательного отношения к человеку, ценность умения договариваться, отсутствие насилия.

  Да, спросите Вы, что же делать, если ребёнок всё же не выполняет то, что, на Ваш взгляд, выполнить необходимо. Здесь всё зависит от Вас, от Вашей готовности быть терпеливым, мудрым, спокойным, дипломатичным. Ведь искусство семейного воспитания самый трудный вид искусства.

 Есть четыре способа общения, которые зависят от ситуации и выполнение которых может помочь вам. Но в любом случае Вы формулируете свои пожелания  в корректной форме, не унижая и не оскорбляя никого.

1.В форме требования, если нарушены действующие в семье Правила, о которых говорилось выше. То есть Правил, согласованных и одобренных  всеми членами семьи, в том числе и детьми. Например: «Тебе известно, что в нашем доме есть правило (проговорите его коротко)». Далее  спокойно, но твёрдо и предельно кратко скажите, что необходимо ребёнку сделать. Вариант: «Я жду выполнения». Возможны и более мягкие, шутливые формы и формулировки.

2. В форме просьбы, когда ситуация находится  вне обязанностей ребёнка,  не оговорена в Правилах и допускает разные варианты поведения ребёнка. Тогда – поможет корректная вежливая просьба, при необходимости с коротким объяснением. Например:  «У меня был очень тяжёлый день сегодня, и я очень устала. Хочу тебя попросить приготовить ужин так, как ты умеешь» (подразумевается, что ребёнок владеет элементарными навыками в этом деле и в принципе может выполнить вашу просьбу).

3. В форме предложения договориться о чём-либо, если это не предусмотрено почему-либо в семейных Правилах. Например: «Давай договоримся: когда я зову тебя кушать, и ты не можешь сразу оторваться от своего дела, ты сообщаешь мне время, необходимое тебе для его завершения или до момента, когда ты сможешь остановиться. И я это учитываю». Договориться - значит быть готовым к компромиссу.

4. В форме нейтрального информирования и приглашения обсудить возникший вопрос. Например: «Мы купили собачку, давайте обсудим, кто, в какое время и как долго  будет с ней гулять и мыть лапки после прогулки. Хочу услышать соображения всех членов семьи, обсудим все мнения и вместе будем принимать решения».

   Как видите, в основе всего лежит принцип: 

«Хотим и умеем слышать друг друга и договариваться».

    Кстати, этот принцип Вы можете внести в основные Правила Вашей семейной жизни.

   Если Вы считаете, что всё Вами сделано верно: а результата нет или он совсем не тот, который Вы ожидали, значит где-то допущена ошибка, которую надо срочно найти с помощью вашего психолога.

 

29.10.2015 г.

Погода
GISMETEO: Погода по г.Котлас
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz